“ЭТОТ РЕБЁНОК КОНЧИТ ЖИЗНЬ НА ВИСЕЛИЦЕ”

Эти слова персонажа романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист» красочно иллюстрируют переживания многих родителей.

Подрался со сверстниками – вырастет хулиган.
Выпил пива с приятелями – алкоголизм не за горами.
Не сделал уроки – будет всю жизнь улицы подметать.
Прогулял школу – налицо маргинальное будущее.
Сказал «не буду» – да что из тебя вообще вырастет!
Как будто ребёнок того и гляди разрушит этот хрупкий несовершенный мир, навлекая позор на свою семью.

Бывают страхи наоборот.
Подрался на площадке, поругала учительница, получил плохую отметку, поссорился с одноклассником, не вышло то, что задумал – все это атака жестокого грубого мира на хрупкое неоперившееся дитя. Вот-вот проглотит, подомнёт под себя, заставит жить по своим законам.

В обоих случаях прослеживается одна и та же линия: кто-то слабый и хрупкий страдает, кто-то грубый необузданный прет напролом.

Обнаружив это противоречие, с ним можно работать.

Задайте себе несколько вопросов: вспомните Ваш подростковый возраст. Каким Вы себя ощущали? Сильным или слабым, уязвимым или уверенным, злым или добрым?

А какими были наиболее близкие Вам люди?

Что было самым болезненным, неприятным, может быть, ужасным, от чего бы Вы хотели уберечь Вашего ребёнка.

Попробуйте найти примеры: если бы не…., я бы тогда….

В настоящих отношениях с ребёнком вспомните, где Вы чувствуете себя в сильной, где в слабой позиции. Подумайте о том, что ребёнок может ощущать комплиментарные чувства.

Теперь вернитесь к Вашему страху.
Так ли нежно и беспомощно Ваше дитя?
Так ли страшна учительница Марья Ивановна?
Или наоборот.
Такой ли монстр ваш 14 летний отпрыск, и столько ли у него власти над Вами и над ситуацией. Так ли бесхребетен одноклассник Петя и его мама?

Идея понятна. Качаем качели в противоположную сторону. Качели своего восприятия, конечно.

Это не избавляет от необходимости разбираться, занимать позицию, выражать ее словами и действовать(или осознанно бездействовать), как Вы решите.

Только все это хорошо делать, опираясь не на стыд и срам, страх и трепет, а более объемную картинку реальности и своего места в ней.