Привет, друзья!

Меня зовут Игорь Чихачёв, я медицинский психолог.

Сегодня я предлагаю поговорить о таком, уже вошедшем в обиход психологическом понятии, как личностный рост. Часто его понимают не совсем корректно, и мы подробно разберёмся, что такое личность и личностный рост, и как психотерапия может поспособствовать развитию личности.

 

Понятие личностного роста

Для того чтобы понять, что такое личностный рост, нам нужно для начала узнать, что же такое личность. Попробуем разобраться на пальцах. В психологии есть два обширных понимания того, что такое личность. Первое – это совокупность всего, что мы можем сказать о человеке: вся информация о нём с биологической, социальной, психологической и других точек зрения. Иначе говоря, вся информация о том, как он нам представлен.

Второе понимание, и наиболее важное для нас – то, как человек представлен в социуме. Именно этот (социальный) фактор поможет нам узнать, что же такое личностный рост. Ключевой момент здесь заключается в том, что личность не существует без другой личности рядом.

Иначе говоря, человек, долгое время живущий отшельником в лесу, не может в полной мере называться личностью, так как у него не представлен социальный компонент: он ни с кем не общается, не взаимодействует, не имеет своей роли в социуме; мы ничего не можем сказать о том, какой он и что он из себя представляет при взаимодействии с обществом.

Пример 1

Именно по этой причине человек, занимающийся, допустим, йогой – просто тренирует определённый навык. Однако, если в группе, где он занимается с другими людьми, он каким-то образом взаимодействует с социумом, заявляет что-то о себе – эта информация раскрывает его как личность.

И то, как он ведёт себя в этой группе, говорит о нём именно как о личности, показывает его позицию. Например, он может вести себя максимально отстранённо и замкнуто, ни с кем не общаться, сидя тихонько в уголочке, или же быть частью коллектива, душой компании, активно и доброжелательно общаясь с другими людьми.

Также он и вовсе может стараться стать лидером коллектива, легко оспаривать авторитеты, вступать в конфронтации и создавать их. Все эти гипотетические ситуации будут абсолютно по-разному характеризовать его как личность.

Пример 2

У многих из нас иногда присутствуют сложности в общении с близкими, друзьями, родителями: непонимание, периодические ссоры, трудности в достижении компромиссов и т.д. Такое перманентное состояние холодной войны может выводить из себя, и не всегда удаётся контролировать свои эмоции и поведение в таких ситуациях.

Однако, умение договариваться с окружающими, добиваться своих целей, принимая во внимание как особенности своего характера и поведения, так и особенности другого (его особенности, надежды, чаяния) – вот это про личностный рост.

Пример 3

Или же, например, человек на работе долго боялся взять новый проект из страха провалиться или быть осмеянным коллегами (упасть в глазах социума), оправдывая это самыми различными причинами – загруженностью, сложностью, личными принципами в духе «идти по головам – это не моё». Однако, если он нашёл в себе силы, смог наладить отношения с теми, с кем ранее не вступал в контакт, и в итоге добился своих целей – это тоже будет развитием личности.

Отсюда напрашивается следующий вывод:

Личностный рост – развитие человека в социальном плане, развитие и усложнение (в хорошем смысле) его отношений с другими людям, и в конечном итоге – изменение отношения к самому себе. Безусловно сам процесс изменений включает в себя приобретение новых навыков, форм поведения, изменение мышления, стиля реагирования – всё это туда входит, но является лишь составными частями более общего процесса, упомянутого выше.

Личность и личностный рост в психотерапии

Но может ли психотерапия повлиять на личностный рост отдельно взятого человека? Да, может. Ведь психотерапия – это практически всегда про взаимодействие двух людей, про личностное взаимодействие.

Психотерапевт (психолог-консультант) во время консультации может выступать для клиента в том числе и как модель поведения, демонстрируя свои собственные (присущие его личности) варианты реакций в различных ситуациях, зачастую совершенно нетипичные для клиента. В частности, это может происходить при помощи отыгрыша ролей во время психотерапии, когда терапевт и его клиент принимают на себя различные роли. Иначе говоря, в проблемных ситуациях психотерапевт может показать, что «а можно вот так».

Особенности личностного уровня взаимодействия.

Остаётся один вопрос: что присуще личностному уровню взаимодействия, что его отличает?

Представим, что Вы пришли к психологу или психотерапевту с запросом: «хочу похудеть». Последний вместе с Вами составляет список поощрений, когда Вы избегаете вредной пищи и занимаетесь спортом, и список наказаний в случае перееданий и сидения на диване. С высокой долей вероятности выполнение данной программы поможет Вам похудеть. Гарантирует ли это, что Вы после этого не наберете вес? Ни в коем случае! Есть ли в этом примере личное взаимодействие? Нет, поскольку нет самого человека во всей его многогранности, но есть тренировка у него навыка правильно питаться и делать упражнения.

Личностное взаимодействие будет предполагать знакомство: Ваше с другими людьми и с самим собой. Зачем мне худеть, хочу ли я этого, для кого я худею, важно ли мне чьё-то мнение на этот счёт, согласуется ли это с моими желаниями, надеждами, опасениями? Что на этот счёт думает человек в кресле напротив, худел ли он(а) когда-нибудь сам(а)?

В этом случае у клиента появляется понимание, для чего ему нужно худеть или не худеть, почему он этого хочет или не хочет, в чём для него ценность этих действий, как она соотносится лично с ним, и в чем его личная, собственная мотивация к изменениям и работе над собой. И вот такое понимание, выраженное через поведение, уже говорит о личностных изменениях, а не просто о сформированном навыке. Однако подобные изменения происходят только как результат личного взаимодействия, при котором человек проявляет себя таким, какой он есть.

Таким образом, психотерапия может оказать существенное содействие в вопросах развития личности и разрешения проблем, вызванных сложностями в коммуникациях с социумом и самим собой.