Автор статьи: Маргарита Жосан, клинический психолог, психотравматолог

 

Последнее время интерес к психологии заметно вырос – специализированные журналы, тренинги личностного роста, психологические программы, советы, тесты зазывают из-за каждого  рекламного угла. И это здорово с одной стороны, ведь человек – существо социальное, и когда окружающая (природная) среда безопасна, главным фактором стресса для нас являются межличностные отношения. Чтобы минимизировать этот стресс, было бы полезно разбираться в том, как сосуществовать комфортно. И многие грамотные издания, статьи и курсы могут нам помочь в этом разобраться.

“Популярная психология” и “универсальные советы”

Однако у психологической грамотности есть злой брат-близнец, и имя ему – «популярная психология», которая взращивалась в колонках некоторых женских журналов и воспитывалась обещаниями об успешном успехе. Я сейчас имею в виду «универсальные советы», то есть, работающие для всех и каждого в абсолютно разных условиях, с заголовками типа: «как влюбить в себя мужчину/женщину…»; «как стать успешным…»; «как заинтересовать собеседника»; «как всем нравиться»; «10 правил счастливой жизни» и т.д. И, вроде, каждый индивидуален, но советы для всех одни, вот чудеса!

Конечно, есть базовые правила,  которые необходимы для поддержания психического здоровья в принципе, как в гигиене – «чистите зубы по утрам и вечерам», в психогигиене – здоровый сон, правильное дыхание, соблюдение режимов сна-отдыха, отслеживание своих эмоций, работа с автоматическими мыслями и т.д. Но когда в своей практике рассказываешь об этом клиентам, они не скрывают своего разочарования: «Так это все уже известно! Это не работает!». Но чтобы что-то работало, об этом мало просто знать – надо делать, кропотливо, системно, не ожидая мгновенных результатов.

Психологическая грамотность представляет из себя базовые знания и навыки, необходимые для того, чтобы поддерживать своё психическое здоровье в норме.

И в этом «популярная психология», бесспорно, имеет преимущества (перед «обычной» психологией), ведь, по её канонам главное решиться, захотеть, и все тут же упадет к твоим ногам! И методики у нее часто такие новые, никому еще неизвестные и всем подходящие, помогающие быстро и эффективно «решать»  (а на самом деле – игнорировать) психологические проблемы: сбрасывать груз ответственности и отгонять беспокойные мысли. И усилий никаких со стороны человека не требуется. И не надо учитывать отличия других людей от себя и себя от других людей, и не надо учиться понимать друг друга. Вникать не надо – время экономится!

Отличие от других тебе дает знакомство с «популярной психологией» – ты теперь птица более высокого полета, чем остальные; а раз они тебе не ровня – зачем вообще обращать на них внимание? А раз это все так просто, ты и сам/сама вполне можешь стать «гуру» психологии, зачем тебе специальное образование? Просто выучи эти «универсальные» замечательные советы наизусть и вещай окружающим. Вроде, идеально, как пряничный домик из сказки! Но, стойте, кажется, там был подвох…

“Никто никому ничего не должен”

Еще в годы моего обучения в университете по журналам и телевизионным программам, из уст в уста передавалась фраза: «Никто никому ничего не должен». И, вроде, все, конечно, правильно, но давайте разбираться, для кого она была сформулирована и при каких обстоятельствах. Эта фраза, прежде всего, звучит из уст профессионального психолога для людей, которые зажаты в рамках «плохо-хорошо», «правильно-неправильно». Такие люди, обычно, имеют довольно строгих воспитателей, прививших им излишний, так называемый «невротический» сверхконтроль, в силу чего эти люди живут не своей жизнью, не реализовывают собственные желания, а следуют пути «норм и правил»  своих воспитателей. В итоге  все больше внутренне сопротивляются этому, накапливая багаж психосоматических болезней («от нервов»).

И вот тогда психолог ведет работу в ключе – «Близкие отношения прежде всего формируются на основе эмоций, а не должествований. Что ВЫ чувствуете? Чего хотите именно ВЫ?». Тогда и рождается емкое: «Никто никому ничего не должен», взращивается «здоровый эгоизм». Это принцип индивидуального подхода психокоррекционной работы «на пальцах»:  убрать – где много, добавить – где не хватает. В приведенном примере условно много ответственности; эгоизма, как внимания к себе и своим желаниям – не хватает. Но, услышав данную фразу где-то, мимоходом, кто её обычно подхватывает? Человек, у которого с эгоизмом все хорошо и даже «с горкой», которому данная фраза прекрасно снимает  тревогу, когда он идет по пути исключительно собственных желаний, наступая на головы окружающих. Окружающие недовольно ропщут, и требуют соблюдать социальные правила: «Встаньте в очередь, как все!», – «Никто никому ничего не должен!».

популярная психология забота о себе

Для второго «типа» людей при психокоррекции уместнее было бы показать связь между причиной и следствием, и работать как раз в ключе развития социальной ответственности и признания личности и права других людей, что-то вроде: «Ты, конечно, можешь плюнуть в лицо другому, но не обижайся тогда, если он плюнет в ответ». Потому что, если начать разбираться, в голове у таких людей явная дихотомия (существование взаимоисключающих понятий) – формула удобно изменилась и раздвоилась: «Никто=я никому ничего не должен» + «Никто никому (кроме меня) ничего не должен». Но раз это высказывание для этого человека работает (самым примитивным, «популярным» образом – снимает тревогу), он с удовольствием передает её дальше, как «универсальный» совет.

“В конфликте всегда виноваты двое”

Или вот еще одна занимательная фраза, ставшая «популярной»: «В конфликте всегда виноваты двое». Это изречение чуть ли не психологической заповедью считается, только ленивый хоть раз в жизни не произносил его вслух.  И действительно, процесс общения в «идеальном мире» подразумевает в себя равноценный вклад каждого из его участников, но «идеального мира» не бывает. Эта фраза, видимо, также вырвана из контекста, как предыдущая, но не просто «снимает тревогу», а, напротив, несет в себе активно разрушающий смысл: «Ты сам виноват в том, что с тобой происходит».

И при этом никто не уточняет – а что именно с тобой произошло в этом конфликте, а кто его затеял и почему, а ты вообще собирался в нем участвовать или как?. Не придет же полицейским в голову сказать ограбленному человеку: «В конфликте всегда виноваты двое, забирайте свое заявление!», – а «популярным психологам» почему-то приходит. Злую шутку такая «популярная психология» сыграла с известной телеведущей недавно, которая так и заявила: «А что ты сделала, чтобы тебя не били?». Быстро, удобно, «эффективно» для изрекающего: не надо вдаваться в подробности, разбираться в хитросплетениях, тратить моральные силы на сочувствие, помощь; и чувство безопасности сохраняется – мол, раз ты «правильно» себя ведешь – плохого с тобой не случится. Но есть нюанс…

Слыша эту фразу «жертва» такого обращения действительно ищет причины насилия над собой в своих действиях, испытывая огромное чувство вины и стыда… А причин с её стороны может не быть, как в несчастном случае. Психическая болезнь партнера, нарушение личности, внутренние конфликты, травмы головного мозга, просто убежденность другого человека, что ему возможность подобного поведения дарована принадлежностью к полу (применяющие физическое насилие женщины сильно удивляются на агрессию в ответ, ведь «женщин не бьют»; а некоторые мужчины уверены, что сам факт превосходства физической силы дает им право использовать её в отношении более слабых «соперников/соперниц») могут стать причиной агрессивного поведения. И если для нашего примера данная фраза не подходит, то она уже не является «универсальной».

В некоторых ситуациях плохие вещи случаются независимо от вашего поведения. Не всегда стоит искать причины неприятностей в своих действиях.

Таким образом, психообразование и общая психологическая осведомленность крайне важны, конечно: они прежде всего пробуждают интерес к внутреннему миру другого человека, показывают необходимость бережного к нему отношения, дают информацию о том, в каком случае следует обратиться к специалисту. Есть действительно научно подтвержденные, выведенные и выверенные нормы развития психики и её нарушений, типы воспитания, взаимосвязи физиологии и психики и т.д., однако данную информацию важно уметь грамотно применять.  Все, что действительно работает – оказывает воздействие; все, что оказывает воздействие – может навредить в неопытных руках. Будьте критичны к «универсальным» советам, и помните: «Имеются противопоказания».